Министр обороны России Андрей Белоусов объявил о планах создания нового рода войск – войск беспилотных систем (ВБС). Их формирование планируется завершить к третьему кварталу 2025 года. Это решение обусловлено стремительным развитием беспилотных технологий, которые существенно изменили тактику ведения боевых действий. Создание ВБС должно повысить эффективность использования дронов в Вооружённых силах России.
В российском военном ведомстве неоднократно заявляли, что переход от традиционной пилотируемой авиации к беспилотным системам обладает массой преимуществ. Применение беспилотников становится основой современной военной доктрины, в связи с чем более нельзя оставлять их без должного внимания. Пока неясно, станут ли ВБС отдельным родом войск в структуре Вооружённых сил (как, к примеру, Ракетные войска стратегического назначения или Воздушно-десантные войска) или же войдут в состав Воздушно-космических сил (ВКС) ВС РФ. С одной стороны, включение ВБС в состав ВКС целесообразно. А с другой стороны, Воздушно-космические силы в их нынешнем составе и без того «перегружены» различными родами войск и видами обеспечения. Потому есть опасность, что в таком случае внимание новому роду войск может уделяться по остаточному принципу.
Как отмечали в Минобороны, сегодня в районе боевых действий Российская армия ежедневно использует более 3,5 тыс. беспилотников. При этом эффективность беспилотников зачастую оказывается намного выше, чем обычных самолётов. Так, использование БПЛА «Орлан-10» для корректировки огня артиллерии позволило значительно повысить точность и эффективность ударов. Также широко используются ударные дроны «Иноходец» и «Ланцет». Их массовое производство стало возможным благодаря государственной поддержке и координации усилий между различными предприятиями. Всего в течение 2024 года в войска было поставлено более 65 видов беспилотников, причём не только воздушных. Среди них 31 вид БПЛА (включая три разведывательных, восемь наземных робототехнических комплексов, два вида средств радиоэлектронной разведки), 20 систем РЭБ и четыре вида безэкипажных катеров. Отсутствие единого стандарта порой приводит к тому, что войска сталкиваются с нехваткой взаимозаменяемых узлов, сложностями в ремонте, а также с невозможностью масштабного обучения операторов – появление отдельного рода войск и единого командования позволит решить эти проблемы.
Для нужд военных многие гражданские производители кратно увеличили объёмы производства. По данным ТАСС, количество производимых БПЛА и FPV-дронов доходит до 40 тыс. единиц в месяц, систем РЭБ и РЭР – до 5 тыс. изделий в месяц. Также в 2024 году было закуплено более 100 тыс. изделий малых конструкторских бюро и гражданских производителей. При этом разработка и производство беспилотников требуют значительных ресурсов. Чтобы сделать этот процесс массовым, быстрым и экономически выгодным, необходим единый заказчик с большим бюджетом. В пилотируемой авиации эту роль выполняют Воздушно-космические силы. Теперь такая же централизованная структура должна появиться и в сфере беспилотных систем.
Масштабные государственные заказы не только позволят снизить затраты на разработку и внедрение новых технологий. Массовое производство БПЛА также станет стимулом для развития смежных отраслей: электроники, программного обеспечения, энергетических систем и искусственного интеллекта. В настоящий момент разработка БПЛА разных типов – от разведывательных до ударных – ведётся разными компаниями и институтами. Отсутствие координации между ними приводит к разрозненности решений и снижению эффективности на поле боя.
Кроме того, создание ВБС позволит выстроить чёткую систему управления: от разработки до боевого применения. Войска получат возможность маневрировать резервами беспилотников, оперативно перебрасывать их с одного направления на другое, а также создавать специализированные части и соединения.
Новый род войск, очевидно, создаётся для унифицирования беспилотников, создание тысяч однотипных или хотя бы схожих по параметрам аппаратов в рамках одной серии позволит не только снизить себестоимость производства, но и повысить боевую готовность армии. Помимо этого появление ВБС обеспечит разработку новых уставов, учебных программ и наставлений, необходимых для подготовки операторов и технического персонала. Это станет основой для формирования современной армии, где технологии играют ключевую роль.
Пример – другим наука
Создание ВБС во многом стало ответом на действия ВСУ, где в прошлом году появились отдельные Силы беспилотных систем. Пример применения Украиной беспилотников был изучен в Минобороны РФ и признан эффективным. Украина активно использует как закупленные за границей аппараты, так и разработки собственного производства. Одной из самых известных систем, применяемых ВСУ, являются турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2, продемонстрировавшие высокую эффективность против бронированной техники и артиллерии. Также российские военные активно изучали опыт использования малых коммерческих дронов для корректировки артиллерийского огня. Это позволило модернизировать для выполнения военных задач простейшие аппараты, доступные на гражданском рынке.
В результате был принят ряд решений, позволяющих активнее внедрять беспилотные системы. Как писал МК, в сентябре для подготовки расчётов БПЛА, а также развития приёмов и способов применения беспилотников Вооружёнными силами РФ был создан Центр перспективных беспилотных технологий «Рубикон». В нём сформированы отряды для выполнения задач в составе каждой из группировок войск, задействованных в боевых действиях. Также идёт постоянная модернизация беспилотников, которые адаптируют к текущим реалиям с учётом опыта боевого применения. Так, разведывательный БПЛА «Орлан-10», ставший незаменимым в зоне боевых действий, пережил целый ряд модернизаций. В результате была улучшена защита от радиоэлектронной борьбы, увеличена автономность и расширены функции – теперь дрон может использоваться для постановки помех и доставки грузов.
Ударный дрон «Иноходец» уже доказал свою эффективность в разведывательно-ударных операциях. Его модернизация позволила увеличить боевую нагрузку, а также использовать дрон в составе «роя» для проведения групповых операций. В случае с барражирующими боеприпасами «Ланцет» и «Куб» была увеличена дальность их полёта, усилена точность наведения и разработаны новые типы боевых частей. Модернизированный «Форпост» получил полностью российскую элементную базу, стал более надёжным и адаптированным к работе в боевых условиях. Ударная версия аппарата позволяет наносить точечные удары управляемыми бомбами.
Создание ВБС может стать примером для многих армий мира. Уже сейчас беспилотники становятся основным инструментом ведения боевых действий. Эра пилотируемой авиации явно уходит, уступая место эпохе беспилотных технологий. И это только начало – впереди ждёт ещё больше инноваций, которые изменят понятие войны и вооружённых сил.
Кроме того, развитие беспилотных систем позволит государствам с ограниченным военным бюджетом сделать ставку на них, а не на тяжёлую технику. Таким образом, беспилотники становятся не только военной, но и политической силой, способной влиять на региональную и глобальную безопасность.